Словосочетание «корабельная сосна» известно каждому человеку, даже тому, который очень далек от мореплавания. При упоминании этих слов перед внутренним взором сразу же возникает сосновый бор, в котором возвышаются величественные многометровые сосны, отличительной особенностью которых являются практически идеально ровные стволы. Как известно, сосны обладают повышенной способностью к образованию смолы на разрезах, именно поэтому они и стали столь распространенными в области кораблестроения, поскольку частого дополнительного просмоления они не требовали. Кроме того, сосна принадлежит к видам так называемой твердой древесины, поэтому она мало подвержена процессу гниения. Это является еще одной причиной использования данного сибирского дерева для кораблей.
Как известно, в Сибири произрастает несколько видов сосен, но в кораблестроении использовались все их виды, но с одной оговоркой – каждый вид сибирской сосны использовался для определенной задачи при постройке судов несколько веков назад. Так, например, для крепления парусов наиболее часто использовалась желтая сосна, поскольку она обладает не только прочностью, но также и легкостью, что было немаловажно при постройке парусного судна. Также данный вид корабельной сосны употреблялся для остальных поддерживающих конструкций, что также обосновано его физическими свойствами. Разумеется, при строении судна необходимы были поддерживающие элементы, для которых использовались сосны, которые были молодыми, а также те, которые произрастали на болотах Западносибирского региона, поскольку особой прочностью такие деревья похвастаться не могли.
Что касается основных частей корабля, то для постройки их были пригодны только сосны, которые в ботанической классификации именуются красными. Именно такие использовались для постройки мачт парусного судна, также они шли на обшивку. Необходимо заметить, что, хотя сосна и использовалась очень часто в кораблестроении, на изготовление корпуса судна она никогда не шла, поскольку для него необходимо было более прочное по своим физическим характеристикам дерево. Тем не менее, кораблестроение прошлых веков без использования сибирских сосен просто немыслимо.